Чем отличаются «дизельные» масла от «бензиновых»?
Конструктивные особенности бензиновых и дизельных двигателей определяют специфические различия в их моторных маслах, что напрямую связано с разными видами топлива (бензин - легким, дизельное – тяжелым) и эксплуатационными характеристиками.
Применение тяжелой солярки в дизельных двигателях приводит к интенсивному образованию сажи из-за самовоспламенения от высокой степени сжатия и особенностей процесса сгорания смеси воздуха и топлива. В связи с этим, моторное масло для дизелей должно демонстрировать повышенную способность к эффективной очистке (вымыванию) и удержанию образующейся сажи в системе двигателя.
Отличительные особенности «бензиновых» и «дизельных» масел
Дизельное горючее превосходит бензин по содержанию серы - это существенный фактор в процессах сгорания, когда образуются устойчивые оксиды серного характера. Эти соединения активно проникают и насыщают моторные масла во время работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС), что приводит к их быстрому перенасыщению.
Высокая степень сжатия, необходимая для воспламенения дизельного топлива, способствует прорыву в картер значительно большего количества газообразных продуктов по сравнению с бензиновыми двигателями. Эти продукты ускоряют окислительные процессы масел.
Ключевые требования, предъявляемые к дизельному моторному маслу:
- Эффективная способность смывать отложения продуктов сгорания с деталей.
- Увеличенное сопротивление процессам окисления.
Хотя основа для бензиновых и дизельных смазок часто одинаковая, их различие заключается в специфических присадках. Эти добавки адаптированы под разные типы двигателей - от легковых автомобилей до тяжелой грузовой техники. Дизельное масло включает особые моющие и связующие присадки, что обуславливает:
- Уменьшенный интервал замены масла по сравнению с бензиновыми аналогами.
- Необходимость чаще проводить обслуживание из-за ускоренного накопления сажевых отложений и сернистых окислов.
По сути дела, масло для дизельных двигателей сохраняет свои смазывающие свойства на более длительный срок, однако подвержено значительно ускоренному окислению в процессе эксплуатации. Это обстоятельство приводит к включению производителями в состав специализированных присадок, эффективно борющиеся с продуктами окислительных реакций.
Для бензиновых двигателей внутреннего сгорания картина существенно другая: легкий состав топлива с низким содержанием серы способствует более полному его сжиганию, что исключает необходимость использования специфических дизельных присадок в маслах. Основной акцент здесь делается на адаптации к высоким оборотам работы двигателя – бензиновые моторы могут достигать 7-8 тысяч оборотов в минуту против 4-4,5 тыс. об/мин у их дизельных собратьев. Это различие напрямую влияет на условия эксплуатации и требуемые характеристики масла.
В результате, для бензиновых двигателей разрабатываются масла с повышенной стабильностью вязкости (динамической и кинематической) при высоких оборотах, что обеспечивает надежную защиту трущихся деталей даже под воздействием значительных механических нагрузок. Это достигается за счет специально подобранного комплекса присадок, учитывающего специфику работы бензиновых двигателей и их эксплуатационные особенности.
Универсальные масла. Когда их можно применять для дизелей?
Универсальные масла представляют собой инновацию, обеспечивающую полное соответствие всем стандартам API и ACEA как для бензиновых, так и дизельных двигателей. Их секрет заключается в единой базовой основе с тщательно подобранным комплексом присадок, способных одновременно справляться со специфическими процессами коррозии и износа обоих типов моторов.
Но особое внимание заслуживает повышенная чувствительность дизельных двигателей к качеству топлива. Использование универсального масла в дизельном агрегате требует строгого соблюдения эксплуатации исключительно на высококачественной солярке, содержащей минимальное количество серы.
Вывод
Если состав дизельного топлива по наличию серы неизвестный, то предпочтение следует отдавать специализированным моторным маслам для дизельных двигателей. Такие составы обладают более высокой щелочностью и зольностью, а также включают усиленные моющие присадки, что обеспечивает дополнительную защиту и долговечность силового агрегата.
© Агро-Країна, 2025г.